Радионавигационные элементы

Общая характеристика и виды радиотехнических систем.
Радиотехнические средства среди других средств самолетовождения занимают одно из важнейших  мест и находят самое широкое применение. В комплексе с другими средствами они при умелом  использовании обеспечивают надежное и точное самолетовождение. Радиотехнические средства самолетовождения по месту расположения делятся на наземные и самолетные.
К наземным радиотехническим средствам относятся: приводные и радиовещательные станции, станции радионавигационных систем, радиопеленгаторы, радиомаяки, радиолокаторы и радиомаркеры.
Наземные радиотехнические средства принято называть радионавигационными точками (РНТ).
К  самолётным (бортовым) радиотехническим средствам относятся: радиокомпасы, самолетные  радиолокаторы и радиостанции, специальное самолетное оборудование навигационных систем,  доплеровские измерители угла сноса и путевой скорости, радиовысотомеры,
Наземные и некоторые самолетные радиотехнические средства используьотся в самолетовождении совместно.
Например, самолетные радиокомпасы применяются, когда работают приводные или радиовещательные станции; наземные радиопеленгаторы могут запеленговать самолет, если на нем установлена радиостанция, и т. д. Самолетное радионавигационное оборудование и соответствующее
ему наземное радиотехническое устройство, составляют радиотехническую (радионавигационную) систему самолетовождения.
По дальности действия радиотехнические системы самолетовождения делятся на системы дальней навигации (свыше 1000 км),  ближней навигации (до 1000 км) и  системы посадки самолетов.
По характеру измеряемых величин радиотехнические системы делятся на следующие группы: угломерные; дальномерные; угломерно-дальномерные; разностно-дальномерные (гиперболические).
Угломерными называются такие радиотехнические системы, которые позволяют определять направление от самолета на РНТ или от РНТ на самолет. В настоящее время в авиации применяются
следующие типы угломерных радиотехнических систем: наземные радиопеленгаторы, работающие совместно с самолетными радиостанциями; самолетные радиокомпасы, работающие совместно с передающими приводными или радиовещательными станциями; наземные радиомаяки, сигналы которых принимаются на самолете с помощью радиоприемного устройства.
Для всех угломерных систем общим является то, что они дают возможность определять угловые величины — пеленг самолета или пеленг РНТ. Линия пеленга является линией положения самолета, т.е. геометрическим местом точек вероятного местонахождения самолета, определяемым постоянством
измеренной величины. Современные угломерные радиотехнические системы позволяют измерять направления с точностью 0,1—3°. Такая точность достаточна для решения большинства задач самолетовождения.
Дальномерными называются такие радиотехнические системы, которые позволяют определять  расстояние (дальность) от самолета до РНТ или от РНТ до самолета. При использовании дальномерных радиотехнических систем линией положения самолета является дуга окружности, проведенная
радиусом, равным дальности. Центр ее расположен в точке установки наземной станции.
Угломерно-дальномерными, или смешанными, называются системы, позволяющие одновременно измерять направление и дальность, т. е. позволяют определять одновременно две линии положения и,
следовательно, место самолета.
Гиперболическими системами называются системы, позволяющие определять линии положения
самолета, которые имеют форму гипербол. Принцип действия гиперболической системы основан на измерении с помощью приемоиндикатора временной разности между приходом сигналов от ведущей и ведомой станций. Эта разность определяет линию положения самолета в виде гиперболы. Дальность действия системы составляет 3000-4500 км. В настоящее время имеются системы, дальность действия
которых превышает 10 000 км.
Гиперболическая система включает в себя три передающие станции. Одна из них является ведущей, а остальные ведомыми. Чтобы понять работу системы, допустим, что ведущая и ведомая станции излучают импульсы одновременно. Если временная разность между приходом сигналов от ведущей станции А и ведомой Б  равна нулю, то это значит, что самолет находится на линии, перпендикулярной к точке в середине базы наземных станций. Если же между моментами прихода сигналов от двух
наземных станций имеется некоторая разность, то самолет находится в стороне от этой линии. Зная временную разность между сигналами, можно по заранее подготовленной карте найти гиперболу, соответствующую полученной временной разности.
Геометрическое свойство гиперболы состоит в том, что разность расстояний от любой точки гиперболы до ее фокусов есть величина постоянная. Наземные станции являются фокусами гиперболы. Одну и ту же временную разность имеют две гиперболы, расположенные симметрично относительно средней точки базовой линии. Это создает неопределенность в нахождении нужной линии положения. Чтобы устранить ее, импульсы посылается станциями неодновременно. Ведущая станция работает самостоятельно, посылая импульсы во все стороны. Ведомая станция излучает импульсы с
определенной задержкой, которая строго согласована по времени с излучением импульсов ведущей станцией. Задержка излучения импульса на ведомой станции обеспечивает во всей рабочей области системы наличие только одной гиперболы, соответствующей полученной разности времени между моментами прихода сигналов. Это дает возможность однозначно определять на приемоиндикаторе линию положения самолета. Если использовать другую пару станций, то можно определить и вторую
линию положения, а в пересечении их найти место самолета.
Ведущая станция А первой пары одновременно выполняет работу ведущей станции и для второй пары. Для этого передатчик ведущей станции работает на двух частотах повторения импульсов.
Для применения системы в полете используется специальная карта масштаба 1 ; 2 000 000 в международной проекции с нанесенной топографическим способом гиперболической сеткой. Линии
положения на этой карте нанесены для станции А и Б красным, а для станций А и В зеленым цветом и оцифрованы в микросекундах, которые определяются с помощью приемоиндикатора.

 Основные радионавигационные элементы

Основными радионавигационными элементами при использовании радиокомпаса являются:
-курсовой угол радиостанции (КУР);
-отсчет радиокомпаса (ОРК);
-радиодевиация (∆р);
-пеленг радиостанции (ПР);
-пеленг самолета (ПС).
Курсовым углом радиостанции называется угол, заключенный между продольной осью самолета и действительным (ортодромическим) направлением на радиостанцию. Он отсчитывается от продольной
оси самолета по ходу часовой стрелки до направления на радиостанцию от 0 до 360°.
Курсовой угол радиостанции определяется с помощью радиокомпаса и отсчитывается по указателю курсовых углов. Зная величину КУР, можно указать направление на радиостанцию относительно
продольной оси самолета. Так, например, если КУР=0, то радиостанция находится впереди самолета,

если КУР = 180°, радиостанция позади самолета, если КУР = 90°, радиостанция справа под углом 90° к продольной оси самолета. Зная курсовой угол радиостанции и имея показания магнитного компаса,
можно определить положение радиостанции по отношению к продольной оси самолета; момент пролета контрольного ориентира или поворотного пункта маршрута; момент выхода самолета на ЛЗП; момент пролета радиостанции или ее траверза; пеленг радиостанции и пеленг самолета, а также осуществлять контроль за построением маневра при заходе на посадку по системам.
Отсчетом радиокомпаса называется угол, заключенный между продольной осью самолета и направлением, которое показывает радиокомпас на пеленгуемую радиостанцию (рис. 1) Этот угол отсчитывается от продольной оси самолета до измеренного с помощью радиокомпаса направления на
радиостанцию от 0 до 360°. В общем случае ОРК отличается на некоторую величину от действительного значения КУР, т. е. радиокомпас не всегда правильно указывает направление на радиостанцию. Эту ошибку радиокомпаса в измерении направления на радиостанцию называют радиодевиацией.
Радиодевиация — это угол, заключенный между направлением, которое показывает радиокомпас, и действительным направлением на пеленгуемую радиостанцию (рис.1). Он отсчитывается от измеренного к действительному направлению на радиостанцию вправо со знаком плюс, а влево со знаком
минус. Радиодевиация является величиной переменной как по знаку, так и по абсолютной величине и зависит от типа самолета, места установки рамочной антенны на самолете, а также от величины КУР.
Радиодевиация на КУР =0, 90, 180 и 270° равна нулю; на КУР 45, 135, 225 и 315° достигает наибольшего значения. Для уменьшения радиодевиации в радиокомпасе имеется механический компенсатор. При полностью скомпенсированной радиодевиации указатели радиокомпаса показывают курсовой угол радиостанции.
Между КУР, ОРК и радиодевиацией существует следующая взаимозависимость:
КУР = ОРК + (±∆p)
ОРК= КУР-(±∆p );
КУР = ОРК + (±∆ );
∆ p = КУР — ОРК.
Пеленгом радиостанции  называется угол, заключенный между северным направлением меридиана, проходящего через самолет, и действительным направлением на радиостанцию. Отсчитывается он от северного направления меридиана по ходу часовой стрелки до направления на радиостанцию от 0 до 360°.

Пеленгом радиостанции  называется угол, заключенный между северным направлением меридиана, проходящего через самолет, и действительным направлением на радиостанцию. Отсчитывается он от северного направления меридиана по ходу часовой стрелки до направления на радиостанцию от 0 до 360°.
Пеленг называется магнитным, если отсчет ведется от магнитного меридиана, и истинным, если отсчет ведется от истинного меридиана (рис. 2).
Пеленги радиостанции рассчитываются по формулам:
МПР = МК + КУР; МПР = КК + (±∆К) + КУР;
ИПР = ИК + КУР; ИПР = МК + (±∆М) + КУР;
ИПР = КК + (±∆К) + (±∆М) + КУР; ИПР = МПР + (±∆М).
При КУР = 0 магнитный пеленг радиостанции МПР = МК.
Между курсом, пеленгом и курсовым углом радиостанции существуют следующие зависимости:
МПР = МК + КУР;
ИПР = ИК + КУР;
МК = МПР — КУР;
ИК = ИПР — КУР;
КУР = МПР — МК;
КУР = ИПР — ИК.
Все   эти   формулы    находят    применение в самолетовождении.
При решении многих практических задач необходимо помнить, что между курсом и курсовым углом радиостанции существует обратная зависимость, т. е. на сколько градусов увеличивается магнитный курс, на столько же градусов уменьшается курсовой угол радиостанции и наоборот.
Пеленгом самолета называется угол, заключенный между северным направлением меридиана, проходящего через радиостанцию, и  ортодромическим направлением на самолет. Отсчитывается от
северного направления меридиана по ходу часовой стрелки от 0 до 360°. Пеленг самолета называется истинным, если отсчет ведется от истинного меридиана, и магнитным, если отсчет ведется от магнитного
меридиана (рис. 3).
Пеленги самолетов рассчитываются по формулам:
МПС = МПР ± 180°;
МПС = МК + КУР ± 180°;
МПС = КК +  (±∆к) + КУР±180°;
МПС = ИПС — (±∆м).
ИПС = ИПР ± 180°;
ИПС = МК + (± ∆м) + КУР ± 180°;
ИПС = КК + (±∆к) + (±∆м) + КУР ± 180°;
ИПС = МПС + (±∆м).
Указанные формулы для расчета ИПС используются в том случае, когда разность между долготой радиостанции и долготой самолета менее 2°. Если эта разность составляет 2° и более, то при расчете ИПС необходимо учитывать поправку на угол схождения меридианов.

Поправка на угол схождения меридианов
Как известно, на картах конической и видоизмененной поликонической проекций, применяемых для целей радиопеленгации, меридианы непараллельны между собой.
Поправкой  σ на схождение меридианов σ  на  схождение  меридианов σ  называется угол, заключенный между северным направлением истинного меридиана радиостанции и северным направлением истинного меридиана самолета, перенесенного в точку радиостанции параллельно самому себе (рис. 4). Поправка отсчитывается от меридиана радиостанции до меридиана самолета, вправо со знаком плюс, и влево со знаком минус.
Для карт видоизмененной поликонической проекции поправка на угол схождения меридианов определяется по формуле:
σ=(λр−λс) sin ψср
где λр— долгота радиостанции;
λс— долгота самолета;
ψср— средняя широта листа карты.
Для средних  широт sin ψср= 0,8, поэтому  σ=(λр−λс) 0,8.
При определении поправки следует  знать,     что    для   широт
40 — 50°  sin ψср= 0,7;  для   широт 50 -60° sin ψср =0,8   и    для    широт
60 -70° sin ψср = 0,9
В практике поправку  σ обычно расчитывают на  НЛ  (рис.  σ  обычно  расчитывают  на    НЛ    (рис. 5).Поправка на угол схождения меридианов учитывается при расчете ИПС, предназначенного для прокладки на карте.

Рис. 5. Расчет поправки на схождение меридианов на НЛ

Долготы радиостанции и самолета при этом берут приближенно, округляя
до целого градуса. Поправка учитывается по следующим правилам: если радиостанция расположена восточнее самолета, то поправка берется со знаком плюс; если радиостанция расположена западнее самолета, то поправка берется со знаком минус.
ИПС для прокладки на карте с учетом поправки на угол схождения меридианов рассчитывается по формуле:
ИПС = КК + (±Δк) + (±∆м) + КУР ± 180° + (±σ).