Airbus A310 (Аэробус А310)

Airbus A310 (Аэробус А310)-широкофюзеляжный средне-и дальнемагистральный самолет разработан европейским авиастроительным концерном Airbus Industrie на основе модели Airbus A300. Наряду с Boeing 767-200 самым маленьким широкофюзеляжным самолётом в мире.

Эксплуатация самолета в авиакомпаниях началась в 1983 г. Основными модификациями аэробуса являются варианты A310-200 (базовая модель) и A310-300 (с дополнительными топливными баками и увеличенной взлетной массой). Airbus A310 выпускался в пассажирском, грузовом (A310-200F и A310-300F) и конвертируемом (A310-300C) вариантах. Также существует несколько военных модификаций.

Модификации

Airbus А310-200 авиакомпании Emirates Cargo
Первый полёт опытного самолёта Airbus A310-200 с двигателями Pratt & Whitney JT9D-7R4 состоялся 3 апреля 1982 г., а первый полёт самолёта с двигателями General Electric CF6-80A — в августе 1982 г. В марте 1983 г. была завершена сертификация во Франции и ФРГ, в январе 1984 г. — в Великобритании, а в феврале 1985 г. — в США. В апреле 1983 г. первые компании — Lufthansa и Swissair — начали эксплуатацию Airbus A310-200. Весной 1986 г. конструкцию A310-200 усовершенствовали.

На основе пассажирского самолёта разработали и грузопассажирский вариант Airbus A310-200С, оснащённый боковой грузовой дверью и рассчитанный на перевозку грузов массой до 40 300 кг, и грузовой самолёт Airbus A310-200F с полезной нагрузкой 43 000 кг.

Но основным вариантом, проектные работы по которому начались в 1982 г., стал самолёт Airbus A310-300, предназначенный для эксплуатации на маршрутах большей протяжённости, чем Airbus A310-200. Официально разработка машины началась в марте 1983 г. после начала поставок Airbus A310-200. Первый полёт опытного Airbus A310-300 состоялся 8 июля 1985 г. Сертификация завершилась в декабре 1985 г., и в этом же месяце швейцарская авиакомпания Swissair получила свой первый самолёт.

Эксплуатация в России

В конце 1980-х годов у Аэро­фло­та по­яви­лась по­треб­ность в ши­ро­ко­фю­зе­ляж­ном лай­не­ре для авиа­ли­ний боль­шой про­тя­жен­но­сти, так как уз­ко­фю­зе­ляж­ные Ил-62 более не удо­вле­тво­ря­ли тре­бо­ва­ни­ям ком­фор­та на даль­них рей­сах. Кроме того, в годы Пе­ре­строй­ки по­вы­шен­ное вни­ма­ние стало уде­лять­ся эко­но­ми­че­ским ха­рак­те­ри­сти­кам. По­сколь­ку оте­че­ствен­ный ши­ро­ко­фю­зе­ляж­ный Ил-96 на­хо­дил­ся толь­ко в ста­дии раз­ра­бот­ки, было при­ня­то ре­ше­ние о за­куп­ке са­мо­ле­тов за ру­бе­жом. Несмот­ря на по­теп­ле­ние от­но­ше­ний с США, при­об­ре­сти про­дук­цию Boeing со­вет­ские чи­нов­ни­ки не ре­ши­лись. В итоге выбор пал на А-310.

24 ян­ва­ря 1990 года Меж­ду­на­род­ное ком­мер­че­ское управ­ле­ние граж­дан­ской авиа­ции СССР и ком­па­ния Airbus Industry под­пи­са­ли до­го­вор о ли­зин­ге пяти лай­не­ров A310 для Аэро­фло­та. К мо­мен­ту по­ступ­ле­ния са­мо­лё­тов в парк авиа­ком­па­нии СССР рас­пал­ся, и Airbus A310 не суж­де­но было стать пер­вым с 50-х годов за­ру­беж­ным лай­не­ром, экс­плу­а­ти­ру­ю­щим­ся на со­вет­ских авиа­ли­ни­ях. В ок­тяб­ре 1991 г. Airbus A310-300 сер­ти­фи­ци­ро­вал «Авиа­ре­гистр» СССР, в ре­зуль­та­те чего он по­лу­чил право на экс­плу­а­та­цию в Аэро­фло­те. В это же время ма­ши­ны уже были го­то­вы к по­став­ке. Од­на­ко из-за по­ли­ти­че­ской и эко­но­ми­че­ской нераз­бе­ри­хи, свя­зан­ной с рас­па­дом СССР, их по­став­ка со­сто­я­лась толь­ко летом 1992 года уже в неза­ви­си­мую Рос­сию, а пер­вый ком­мер­че­ский рейс А-310 спе­ци­аль­но об­ра­зо­ван­ной ком­па­нии «Рос­сий­ские авиа­ли­нии» (РАЛ) со­вер­шил в ав­гу­сте того же года. С 2014 года в Рос­сии не оста­лось экс­плу­а­тан­тов этого типа самолёта.

Эксплуатация в других странах

Несколь­ко са­мо­лё­тов Airbus A310-200 и Airbus A310-300 ис­поль­зо­ва­ли ВВС ряда стран (Ка­на­да, ФРГ, Фран­ция и Та­и­ланд) для пе­ре­воз­ки вы­со­ко­по­став­лен­ных лиц, а также в ка­че­стве во­ен­но-транс­порт­ных. В 1995 г. один Airbus A310-300 пе­ре­обо­ру­до­ва­ли в транс­порт­ный са­мо­лёт-за­прав­щик MRTT. Он может пе­ре­во­зить раз­лич­ные грузы во­ен­но­го на­зна­че­ния, а также до­пол­ни­тель­ное топ­ли­во мас­сой 28 000 кг для за­прав­ки од­но­го-двух са­мо­лё­тов в полёте.

Airbus A310-300 вы­пус­ка­ли се­рий­но с 1985 г. Всего к на­ча­лу 1997 г. было про­да­но 176 са­мо­лё­тов дан­ной мо­ди­фи­ка­ции. Общее число про­дан­ных Airbus A310 к се­ре­дине 1997 г. со­став­ля­ло 261, в экс­плу­а­та­ции на­хо­ди­лось 249 машин.

В 2005 г. авиа­ком­па­нии мира экс­плу­а­ти­ро­ва­ли 200 са­мо­лё­тов Airbus A310.

Общее число по­став­лен­ных Airbus са­мо­лё­тов Airbus A310 со­став­ля­ет 255. К на­сто­я­ще­му мо­мен­ту все на­хо­див­ши­е­ся в экс­плу­а­та­ции лай­не­ры Airbus А310 вы­пол­ни­ли свыше че­ты­рёх мил­ли­о­нов по­лё­тов общей про­дол­жи­тель­но­стью около 10,5 мил­ли­о­нов лёт­ных часов. Офи­ци­аль­но про­из­вод­ство Airbus А310 (как и A300) было за­вер­ше­но в 2007 году. Фак­ти­че­ски се­рий­ный вы­пуск был пре­кра­щен в 1993 году, а по­след­ний са­мо­лёт был по­став­лен за­каз­чи­ку в 1998 году.

По со­сто­я­нию на 2015 год лай­нер по­сте­пен­но вы­во­дит­ся из экс­плу­а­та­ции, усту­пая место более со­вре­мен­ной и эф­фек­тив­ной мо­де­ли A330. Боль­шин­ство ев­ро­пей­ских авиа­пе­ре­воз­чи­ков уже не экс­плу­а­ти­ру­ют A310. В Рос­сии по­след­ний са­мо­лёт дан­но­го типа летал под фла­гом ком­па­нии S7 до конца 2013 года.

Аэродинамическая схема

Двухмоторный турбовентиляторный низкоплан со стреловидным крылом и однокилевым оперением.

Конструкция

Airbus A310-200 осна­щён дви­га­те­ля­ми Pratt & Whitney JT9D-7R4 и General Electric CF6-80A.
Pratt & Whitney JT9D — семейство двухконтурных турбовентиляторных авиационных двигателей. Эти двигатели были первыми воздушно-реактивными двигателями с высокой степенью двухконтурности, применяемые на широкофюзеляжных самолётах. Изначально двигатель использовался на самолётах Boeing 747—100.

Motor del Boeing 747(Jumbo) Lope de Vega.jpg
Тип: Турбовентиляторный
Двухконтурный
Страна: СШАFlag of the United States.svg США
Использование:
Годы эксплуатации: с декабря 1966 года
Применение: Boeing 747
Boeing 767
Airbus A310
McDonnell Douglas DC-10
Развитие: Pratt & Whitney PW4000
Производство:
Производитель: Pratt & Whitney
Годы производства: 1966-1990
Варианты: JT9D-3A
JT9D-7
JT9D-20
JT9D-7Q/7Q3
JT9D-59A/70A
JT9D-7R4D/D1
JT9D-7R4G2
JT9D-7R4H1
Массогабаритные
характеристики
Сухая масса: 3905 кг
Длина: 3260 мм
Диаметр: 2340 мм
Рабочие характеристики
Тяга взлётная: 21000-22680 кгс
Компрессор: 3-ступенчатый низкого давления и 11-ступенчатый высокого давления
Турбина: 2-ступенчатая высокого давления и 4-ступенчатая низкого давления
Камера сгорания: кольцевая камера сгорания
Степень повышения давления: 23,4:1
Топливо: авиационный керосин, Jet A-1
Расход воздуха: 744 кг/с
Удельный расход топлива: 0,646 кг/кгс·ч
Степень двухконтурности: 5,0: 1
Удельная тяга: 5,4-5,8 кгс/кг

 

Характеристики двигателей семейства JT9D
Модель Статическая тяга Масса двигателя Длина Диаметр Применение
JT9D-3A 20775 кгс (203,73 кН) 3905 кг 3260 мм 2340 мм Boeing 747-100
JT9D-7 21727 кгс (213,07 кН) 4010 кг 3260 мм 2340 мм Boeing 747
JT9D-20 22407 кгс (219,74 кН) 3830 кг 3260 мм 2340 мм McDonnell Douglas DC-10/Boeing 747
JT9D-7Q/7Q3 24041 кгс (235,76 кН) 4216 кг 3360 мм 2380 мм Boeing 747
JT9D-59A/70A 24041 кгс (235,76 кН) 4153 кг 3360 мм 2380 мм McDonnell Douglas DC-10/Boeing 747/Airbus A300
JT9D-7R4D/D1 21772 кгс (213,51 кН) 4039 кг 3370 мм 2370 мм Boeing 767/Airbus A310
JT9D-7R4G2 24834 кгс (243,54 кН) 4053 кг 3370 мм 2370 мм Boeing 747
JT9D-7R4H1 25401 кгс (249,10 кН) 4030 кг 3370 мм 2370 мм Airbus A300

General Electric CF6 – семейство турбовентиляторных двигателей высокой степенью двухконтурности производства GE Aviation, широко используемое на различных типах гражданских самолётов. Создано на основе двигателя TF39 и является предшественником линейки GEnx.

Engine B-767 "Aeroflot" (3101228819).jpg

Тип: турбовентиляторный высокой степени двухконтурности
Страна: СШАFlag of the United States.svg США
Использование:
Годы эксплуатации: с 1971 года по настоящее время
Применение: Airbus A300
Airbus A310
Airbus A330
Boeing 747
Boeing 767
McDonnell Douglas DC-10
McDonnell Douglas MD-11
Lockheed C-5M Super Galaxy
Создан на основе: General Electric TF39
Развитие: General Electric LM6000
CFM International CFM56
Производство:
Конструктор: GE Aviation
Год создания: 1970
Производитель: GE Aviation
Годы производства:

Вес­ной 1986 г. кон­струк­цию Airbus A310-200 усо­вер­шен­ство­ва­ли, по­вы­сив топ­лив­ную эф­фек­тив­ность: на за­кон­цов­ках крыла по­яви­лись вин­гле­ты, вер­ти­каль­ное опе­ре­ние стало уг­ле­пла­сти­ко­вым, а тор­мо­за колёс стали де­лать из ком­по­зи­тов на ос­но­ве во­ло­кон углерода.

Airbus A310-300 — ос­нов­ное от­ли­чие «трёх­сот­ки» от ис­ход­но­го ва­ри­ан­та за­клю­ча­лось в на­ли­чии до­пол­ни­тель­но­го топ­лив­но­го бака ём­ко­стью 6 100л в го­ри­зон­таль­ном опе­ре­нии и при­ме­не­нии ав­то­ма­ти­зи­ро­ван­ной си­сте­мы пе­ре­кач­ки топ­ли­ва для со­хра­не­ния оп­ти­маль­ной ба­лан­си­ров­ки са­мо­лё­та. На за­кон­цов­ках крыла также по­яви­лись вин­гле­ты, ко­то­ры­ми позже осна­сти­ли и Airbus A310-200. Airbus A310-300 по­лу­чил циф­ро­вой ком­плекс ави­о­ни­ки EFIS с че­тырь­мя цвет­ны­ми мно­го­функ­ци­о­наль­ны­ми дис­пле­я­ми по­лёт­ной ин­фор­ма­ции, и циф­ро­вой си­сте­мой кон­тро­ля за ра­бо­той борт­си­стем и пре­ду­пре­жде­ния об от­ка­зах ЕСАМ. Ра­ди­о­на­ви­га­ци­он­ное обо­ру­до­ва­ние со­от­вет­ство­ва­ло стан­дар­ту ARINC 700.

Пер­вый полёт Airbus A310-300 с дви­га­те­ля­ми Pratt & Whitney JT9D-7R4 со­сто­ял­ся 8 июля 1985 г., а с дви­га­те­ля­ми General Electric CF6-80C2 — в сен­тяб­ре 1985 г.

Эки­паж са­мо­лё­та со­сто­ит из двух человек.

Технические характеристики

Airbus A310 - технические характеристики

Схема салона


Вернуться в Семейства моделей самолётов Airbus: