Airbus A310 (Аэробус А310)-широкофюзеляжный средне-и дальнемагистральный самолет разработан европейским авиастроительным концерном Airbus Industrie на основе модели Airbus A300. Наряду с Boeing 767-200 самым маленьким широкофюзеляжным самолётом в мире.
Эксплуатация самолета в авиакомпаниях началась в 1983 г. Основными модификациями аэробуса являются варианты A310-200 (базовая модель) и A310-300 (с дополнительными топливными баками и увеличенной взлетной массой). Airbus A310 выпускался в пассажирском, грузовом (A310-200F и A310-300F) и конвертируемом (A310-300C) вариантах. Также существует несколько военных модификаций.
Модификации
Airbus А310-200 авиакомпании Emirates Cargo
Первый полёт опытного самолёта Airbus A310-200 с двигателями Pratt & Whitney JT9D-7R4 состоялся 3 апреля 1982 г., а первый полёт самолёта с двигателями General Electric CF6-80A — в августе 1982 г. В марте 1983 г. была завершена сертификация во Франции и ФРГ, в январе 1984 г. — в Великобритании, а в феврале 1985 г. — в США. В апреле 1983 г. первые компании — Lufthansa и Swissair — начали эксплуатацию Airbus A310-200. Весной 1986 г. конструкцию A310-200 усовершенствовали.
На основе пассажирского самолёта разработали и грузопассажирский вариант Airbus A310-200С, оснащённый боковой грузовой дверью и рассчитанный на перевозку грузов массой до 40 300 кг, и грузовой самолёт Airbus A310-200F с полезной нагрузкой 43 000 кг.
Но основным вариантом, проектные работы по которому начались в 1982 г., стал самолёт Airbus A310-300, предназначенный для эксплуатации на маршрутах большей протяжённости, чем Airbus A310-200. Официально разработка машины началась в марте 1983 г. после начала поставок Airbus A310-200. Первый полёт опытного Airbus A310-300 состоялся 8 июля 1985 г. Сертификация завершилась в декабре 1985 г., и в этом же месяце швейцарская авиакомпания Swissair получила свой первый самолёт.
Эксплуатация в России
В конце 1980-х годов у Аэрофлота появилась потребность в широкофюзеляжном лайнере для авиалиний большой протяженности, так как узкофюзеляжные Ил-62 более не удовлетворяли требованиям комфорта на дальних рейсах. Кроме того, в годы Перестройки повышенное внимание стало уделяться экономическим характеристикам. Поскольку отечественный широкофюзеляжный Ил-96 находился только в стадии разработки, было принято решение о закупке самолетов за рубежом. Несмотря на потепление отношений с США, приобрести продукцию Boeing советские чиновники не решились. В итоге выбор пал на А-310.
24 января 1990 года Международное коммерческое управление гражданской авиации СССР и компания Airbus Industry подписали договор о лизинге пяти лайнеров A310 для Аэрофлота. К моменту поступления самолётов в парк авиакомпании СССР распался, и Airbus A310 не суждено было стать первым с 50-х годов зарубежным лайнером, эксплуатирующимся на советских авиалиниях. В октябре 1991 г. Airbus A310-300 сертифицировал «Авиарегистр» СССР, в результате чего он получил право на эксплуатацию в Аэрофлоте. В это же время машины уже были готовы к поставке. Однако из-за политической и экономической неразберихи, связанной с распадом СССР, их поставка состоялась только летом 1992 года уже в независимую Россию, а первый коммерческий рейс А-310 специально образованной компании «Российские авиалинии» (РАЛ) совершил в августе того же года. С 2014 года в России не осталось эксплуатантов этого типа самолёта.
Эксплуатация в других странах
Несколько самолётов Airbus A310-200 и Airbus A310-300 использовали ВВС ряда стран (Канада, ФРГ, Франция и Таиланд) для перевозки высокопоставленных лиц, а также в качестве военно-транспортных. В 1995 г. один Airbus A310-300 переоборудовали в транспортный самолёт-заправщик MRTT. Он может перевозить различные грузы военного назначения, а также дополнительное топливо массой 28 000 кг для заправки одного-двух самолётов в полёте.
Airbus A310-300 выпускали серийно с 1985 г. Всего к началу 1997 г. было продано 176 самолётов данной модификации. Общее число проданных Airbus A310 к середине 1997 г. составляло 261, в эксплуатации находилось 249 машин.
В 2005 г. авиакомпании мира эксплуатировали 200 самолётов Airbus A310.
Общее число поставленных Airbus самолётов Airbus A310 составляет 255. К настоящему моменту все находившиеся в эксплуатации лайнеры Airbus А310 выполнили свыше четырёх миллионов полётов общей продолжительностью около 10,5 миллионов лётных часов. Официально производство Airbus А310 (как и A300) было завершено в 2007 году. Фактически серийный выпуск был прекращен в 1993 году, а последний самолёт был поставлен заказчику в 1998 году.
По состоянию на 2015 год лайнер постепенно выводится из эксплуатации, уступая место более современной и эффективной модели A330. Большинство европейских авиаперевозчиков уже не эксплуатируют A310. В России последний самолёт данного типа летал под флагом компании S7 до конца 2013 года.
Аэродинамическая схема
Двухмоторный турбовентиляторный низкоплан со стреловидным крылом и однокилевым оперением.
Конструкция
Airbus A310-200 оснащён двигателями Pratt & Whitney JT9D-7R4 и General Electric CF6-80A.
Pratt & Whitney JT9D — семейство двухконтурных турбовентиляторных авиационных двигателей. Эти двигатели были первыми воздушно-реактивными двигателями с высокой степенью двухконтурности, применяемые на широкофюзеляжных самолётах. Изначально двигатель использовался на самолётах Boeing 747—100.
Модель | Статическая тяга | Масса двигателя | Длина | Диаметр | Применение |
---|---|---|---|---|---|
JT9D-3A | 20775 кгс (203,73 кН) | 3905 кг | 3260 мм | 2340 мм | Boeing 747-100 |
JT9D-7 | 21727 кгс (213,07 кН) | 4010 кг | 3260 мм | 2340 мм | Boeing 747 |
JT9D-20 | 22407 кгс (219,74 кН) | 3830 кг | 3260 мм | 2340 мм | McDonnell Douglas DC-10/Boeing 747 |
JT9D-7Q/7Q3 | 24041 кгс (235,76 кН) | 4216 кг | 3360 мм | 2380 мм | Boeing 747 |
JT9D-59A/70A | 24041 кгс (235,76 кН) | 4153 кг | 3360 мм | 2380 мм | McDonnell Douglas DC-10/Boeing 747/Airbus A300 |
JT9D-7R4D/D1 | 21772 кгс (213,51 кН) | 4039 кг | 3370 мм | 2370 мм | Boeing 767/Airbus A310 |
JT9D-7R4G2 | 24834 кгс (243,54 кН) | 4053 кг | 3370 мм | 2370 мм | Boeing 747 |
JT9D-7R4H1 | 25401 кгс (249,10 кН) | 4030 кг | 3370 мм | 2370 мм | Airbus A300 |
General Electric CF6 – семейство турбовентиляторных двигателей высокой степенью двухконтурности производства GE Aviation, широко используемое на различных типах гражданских самолётов. Создано на основе двигателя TF39 и является предшественником линейки GEnx.
Весной 1986 г. конструкцию Airbus A310-200 усовершенствовали, повысив топливную эффективность: на законцовках крыла появились винглеты, вертикальное оперение стало углепластиковым, а тормоза колёс стали делать из композитов на основе волокон углерода.
Airbus A310-300 — основное отличие «трёхсотки» от исходного варианта заключалось в наличии дополнительного топливного бака ёмкостью 6 100л в горизонтальном оперении и применении автоматизированной системы перекачки топлива для сохранения оптимальной балансировки самолёта. На законцовках крыла также появились винглеты, которыми позже оснастили и Airbus A310-200. Airbus A310-300 получил цифровой комплекс авионики EFIS с четырьмя цветными многофункциональными дисплеями полётной информации, и цифровой системой контроля за работой бортсистем и предупреждения об отказах ЕСАМ. Радионавигационное оборудование соответствовало стандарту ARINC 700.
Первый полёт Airbus A310-300 с двигателями Pratt & Whitney JT9D-7R4 состоялся 8 июля 1985 г., а с двигателями General Electric CF6-80C2 — в сентябре 1985 г.
Экипаж самолёта состоит из двух человек.
Технические характеристики
Схема салона